О классической музыке |
Почему академическая музыка не пользуется такой популярностью, как современная? По статистике 3-4 процента слушателей музыки - это любители классики, все остальные присели кто на что: кто-то на рок, другие на техно, третьи любят джаз, но все, так или иначе, слушают попсу. Последняя звучит повсеместно и часто с радио и телеприёмников.
Если сравнивать современную поп-музыку с классической, то аналогом будет музыка Моцарта, в которой очень
чётко прослушивается мелодия, а ведь именно наличие понятной мелодии делает произведение популярным.
И всё же, даже между развлекательной музыкой Моцарта и современным Меладзе - огромная разница.
Дело в том, что классическая музыка по своей форме - это не однотипный запев-припев.
Там мелодия складывается в так называемую тему, там её нужно запомнить и по мере развития произведения угадывать её появление
в разных частях, там прослушивание и понимание музыки требует определённого навыка.
А где он, этот навык, у нас, современников? Только у тех, кому он привит с раннего детства.
А таких немного... Да, классическая музыка - это не короткометражный ролик в 2-3 минуты. Это полноценная серия в 40-60 минут, на протяжении которой нужно не потерять нить музыкального повествования. Вот главное отличие и вот где заковырка. А если учесть, что в классическом произведении может быть несколько тем, да к тому же в развитии, то для нас, неподготовленных слушателей, такая музыка совсем непонятна. Мы не можем уловить и понять саму форму этого произведения. Два притопа, два прихлопа - это нам понятно, а вот крупная форма - это увольте, сложно слушать. В крупных формах действующим лицом оказывается не одна простенькая мелодия, а несколько тем. К тому же они взаимодействуют между собою, перетекают, ну как тут понять этакое нашему односложному уму, непривыкшему вслушиваться, всматриваться, ведь всё некогда. Вот и получается, что язык классики непонятен. А звуки или инструменты? Ну как без современной ритм секции. Это же скукотища! И опять мы оказываемся заложниками своего времени и мышления. Или драйв гитары, где он? Да, мы привыкли к этим звукам и не мыслим музыку без них, хотя не всегда и не во всём нужны барабаны или гитара. Важно понять замысел автора и его язык. Отношение к классике у разных людей неоднозначное. Одним она не нравится, мягко выражаясь, другие с упоением её слушают. Одни не переносят "писк скрипок" и нытьё труб, другие восторгаются мощным и ошеломляющим звучанием оркестра. Одни не слышат в классической музыке и капли ритма, другие вдохновляются ею. Для одних - это пережитки прошлого, для других основа их музыкальной культуры... По видимому, разница в восприятии этой музыки зависит от общей культуры человека. Кому с детства сделана прививка к классике, тот уже не может равнодушно к ней относиться. Посмотрите видео выступление Бенжамина Зандера. В этом видео Бенжамин в увлекательной форме рассказывает об умении слушать классическую музыку. Что меня поражает в его выступлении так это то, как он объясняет, казалось бы, "скучные моменты" академической музыки, и ты понимаешь, что восприятие её во многом зависит ещё и от учителей. Кто преподаёт предмет без искры в глазах, кто не увлечён им страстно, тот и у других не сможет зажечь искру любви к этому "старомодному" жанру. Интересно, что если провести опрос: кому нравится классическая музыка, а кому нет, то победа будет за первой группой. Большинство напишет хвалебные отзывы о музыке Бетховена, Вагнера, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Чайковского и т.д. Но, как уже говорилось, реальных слушателей будет совсем небольшой процент. Такова реальность. Тем не менее, если бы классическая музыка популяризировалась такими людьми, как Бенжамин Зандер, если бы делалось это с таким же увлечением, если бы удалось донести до слушателей, что классическая музыка - это своеобразная , которой присущи свой орнамент, свои музыкальные узоры, думаю, что процент её поклонников и слушателей значительно увеличился. |