Два обязательных элемента импровизации

Два обязательных элемента импровизации

Как обычно пишет музыку композитор? Часто это бывает так, что он, опираясь на законы гармонии, имея некий придуманный им мотив, постепенно, шаг за шагом, развивает его в более сложную музыкальную форму. Мелодия получает разработку, добавляются некие отклонения от изначальной темы. Композитор, в таком случае, пишет музыку медленно, как бы выискивая её, прислушиваясь к своему сердцу.

Но есть и другой подход. Когда он садится за рояль наигрывает мелодию и, как бы, окунается в мир грез и дум, которые, вдруг, начинают непроизвольно изливаться из-под пальцев его рук. И вот, звучат пассажи, музыка, то стихает, то вновь разгорается и кажется, что композитора ничто не сковывает, ничто не диктует ему, как играть или как правильно это делать. Когда же вы, после окончания игры, спросите его, что он делал, он ответить – ИМПРОВИЗИРОВАЛ.

Что же такое импровизация?

Импровизация походит от латинского слова improvisus – что значит: непредвиденный, непредсказуемый. Импровизировать – это значит одновременно играть и сочинять, без предварительно подготовки, без обсуждения с кем–либо, как играть.

В вышеописанном примере, музыкант не опирался на какую-то определенную тему, он просто «шел за музыкой». В таком случае можно подумать, что импровизировать  - это значит играть, как попало, создавать набор звуков. Тем не менее, это не так. В импровизации существуют свои схемы и понятия, которые и помогают творить.

Легкость в исполнении – только кажущаяся.  Это только на первый взгляд, музыкант "бегает по клавишам", как у него получится. На самом же деле, он, как и в первом случае, когда творил свою музыку, также опирается на некую теорию.

Самое первое, что ему приходится осмысливать – это тональность и лад, которые лежат в основе импровизации. Тональный план и лад – это, как проторенная дорога, по которой ему «разрешено бегать». За её пределами – фальш, в её рамках – смысл.

Например, если заданная изначально тональность С-мажор и в основе лежит блюзовая гамма с пониженной 7-й  и 3-й ступенью – это значит, что в мажоре прозвучит ми-бемоль и си-бемоль, что для натурального мажора вообще противоестественно.

Однако, так было бы справедливо для классической музыки, но только не для блюза, когда ми-бемоль используется для обыгрывания третьей ступени. Если же в этот лад добавить ещё повышенную 4 ступень – фа диез, как ещё одну ноту для обыгрывания квинты лада, то получим то самое джазовое звучание, которое уже так привычно нашему слуху.

Итак, этот лад будет определять, какие ноты будут опорными, а какие вводными. Зачем это нужно?

Дело в том, что музыка, для того, чтобы воспринималась логично, должна звучать в рамках одного лада, а это значит, что в принципе, любую ноту можно «оправдать», если её во время и правильно разрешить, ввести её в основные ноты лада. Здесь, конечно, большую роль играет слух, но и не только. Знания гармонии, ладовой гармонии также имеют значение.

Вторым немаловажным элементом импровизации будет ритмическое разнообразие – способность построить разные ритмические фигуры, пробежав по нотам лада и организовав их в музыкальную фразу.

Вот эти две составляющие: лад и ритмика (фразировка) и составляют суть импровизации. Повторюсь, достаточно знать и понимать, что такое тональность и лад, а затем в этих рамках строить музыкальные фразы – и ваша импровизация готова.

Ну и конечно, немаловажным будет сам факт владения инструментом, будь то голос, рояль или что-то другое….

Итак, я попытался, как говорится, «на пальцах» объяснить суть импровизации. Соглашусь, что это не очень хороший метод. Намного лучше объяснит и покажет вам, как импровизировать – бесплатный видеокурс.

Бесплатный видеокурс - базовые принципы освоения импровизации

Еще статьи...

 
Главная Статьи Два обязательных элемента импровизации
Свежие новости!
Коммутация студии звукозаписи

Создание домашней студии обязательно включает в себя и такой вопрос, как коммутация.

Когда вы будете покупать оборудование, вам придется также разбираться с тем, какие есть виды кабелей, разъемов, совпадение с входами, толщина кабелей, длинна, звукоизоляция и т.п.

Подробнее ...
Выбор оборудования для студии

Серия бесплатных видеоуроков по выбору оборудования

для создания музыки на компьютере: